Вступление

Как формы общественного сознания, религия и политика постоянно взаимодействуют, ведь их носители практически одни и те же. Поэтому взаимовлияние их существовать, пока они будут фигурировать в общественной жизни. Взаимовлияние политики и религии происходит на двух основных уровнях - структурном и функциональном.

Структура политики охватывает политическую сознательность, политическую деятельность, политические организации и политические отношения. А структура религии - религиозное сознание, религиозную деятельность, религиозные организации и религиозные отношения. Итак, составляющие религии и политики взаимосвязаны. Теснейшая взаимодействие существует между первыми тремя составляющими обеих систем.

Религиозное сознание. Носит теоретический (концептуальный) и обыденный (бытовой) уровне. Наибольшее влияние на формирование и развитие политики носит теоретический уровень религии, который формируется прежде всего на основе текстов Священных Книг: Веды, Трипитака, Авеста, Библия, Коран и т.д.; Святого Предания (произведения отцов христианской церкви, Сунна и др.), других книг вироповчального характера . Теоретическая религиозность является основой не только богословских, а почти всех развернутых философских, этических и социально-политических учений. Она оказывает непосредственное влияние на формирование или обоснования определенного политического строя, общественных отношений, связанных с проблемой публичной власти. Со своей стороны институты публичной власти вместе с религиозными институтами утверждают сложившиеся стереотипы сознания и поведения верующих.

Религиозная деятельность индивидов. Делится на позакультовои и культовое. Верующий человек в своей позакуль-Товий религиозной деятельности на теоретическом (выработка, систематизация и интерпретация идей, связанных с религией) и практическом (пропаганда религиозных взглядов, миссионерская работа) уровнях может влиять на политическую жизнь общества выполнением политических заказов власти или ее критики, прибегая к религиозным доктринам.

Религиозные организации. Теснейшим взаимодействуют с политической жизнью общества, является институционализированные форме религиозных культовых систем. Как важные социальные институты, призванные упорядочивать общежития и деятельность людей, накладываясь на функции институтов публичной власти.

Отношения институтов публичной власти с религиозными организациями могут изменяться от доминирования определенных светских общественных институтов и определения ими особенностей развития религиозного фактора вплоть до полного подчинения светских институтов религиозным. Зависит это от конкретного времени и места деятельности религиозных, светских институтов, типа религиозных организаций. Церковь (церковная деноминация), которая имеет большое количество последователей в определенной стране, может диктовать благодаря своим многочисленным адептам выгодные ей условия, влиять на деятельность политических институтов, партий. В сложном положении находятся секты и харизматические культы, функционирование которых всегда затруднялось именно на политическом уровне. Ведь органы власти вынуждены реагировать на давление доминирующих религиозных институтов. Притеснения, репрессии против сторонников отдельных церквей, сект, культов нередко становились причиной экономической, политической нестабильностью общества (изгнание гугенотов из Франции, гонения на иудеев и т.д.).

Политика Copyright © 2011 All Rights Reserved