На современном этапе в стране заявила о себе тенденция перекладывать всю ответственность за судьбу нации на власть, что является свидетельством недостаточной политической, исторической осведомленности ее активных носителей. Ошибочность такой точки зрения объясняется тем, что государственная власть на сегодняшний изъедена коррумпированностью, клановостью бюрократии, ее сращиванием с теневым капиталом и криминалитетом. Идеал гражданского общества стал значительно более отдаленным. Все эти проблемы носят этический характер, порождают неверие в существующую власть, затрудняют реформы.

Политическая культура тоже демонстрирует свою неспособность к гармонизации социального порядка, упорядоченных институциональных отношений в условиях ослабления традиционных иерархических властно-правовых отношений. По идеологическим параметрам она еще находится под влиянием социалистического идеала (уравниловка, коллективизм, тоталитаризм), демонстрируя одновременно и тенденцию к определенной деидеологизации. Политическая культура является культурой маргинального общества, (наделенного взаимоисключающими чертами), что проявляется и в ориентации граждан на взаемозаперечуючи ценности: 33% считают, что капиталистическая система наиболее благоприятна для республики, 25% - не имеют определенной позиции, и только 42% убеждены , что западный тип развития их не устраивает. Этот феномен связан с амбивалентным (раздвоенной) общественным сознанием. Итак, вместо внутренней мобилизации общества наблюдается своеобразный его расстройство.

Особенности политической этики украинского общества обусловлены географическим положением нашей страны на так называемом разломе культур, социально-политических ориентаций: если центральные, западные регионы ориентируются на европейские стандарты, то на востоке большей популярностью пользуются евроазиатские. К тому же если цели и идеалы украинской общественности близкие к западным, то образ жизни ближе к восточному. Украина всегда стремилась участвовать в европейской политической игре, но при этом часто пользовалась методами восточного происхождения.

Политическая этика современного общества во многом обусловлена неподконтрольностью власти, приоритету государственных целей перед правами личности, преимуществом прагматических соображений перед системными гарантиями, преобладанием традиционализма над динамизмом. Например, по требованию европейской общественности недавно была отменена смертная казнь. Это действительно серьезный шаг не только с точки зрения политической этики, но и общечеловеческой. Но средства для пожизненного содержания осужденных должен изыскивать начальник колонии.

Множество примеров истории убеждают, что восточная политика ориентирована на могущество, силу, а не на право или политическую этику. Чаще приходилось иметь дело именно с такой политикой, и, разумеется, в ее политической этике можно найти немало «азиатских» следов - авторикратизм, геронтократию, патриархизм, тайную дипломатию, склонность к силовым методам и т.д.

В этой связи важно определить некоторые противоречия между политикой и моралью, что разрывает целостность политической этики в общественном сознании. Эти противоречия являются фоном, на котором формируются политические отношения в обществе.

Политика Copyright © 2011 All Rights Reserved