Идеалы демократии

Даже реальные сдвиги в идеалов демократии не вызывают адекватной реакции в связи с неверием в политические идеалы, выдвигаемые власть, и в возможность их осуществления. Большинство событий последних лет XX века, начале XXI века, похоже, происходят «вне народной душой».

Другая этическая коллизия, связанная с понятиями «мы» и «они», образует основной нерв нравственной проблематике в индивидуальной и политической морали. «Мы» - это те, кто не имеет власти, считает себя «простым народом», и «они» - те, которые эту власть имеют и распоряжаются ею. Содержание политической морали «мы» отвечает явном, официальном, подлежащей правовому контролю, «они» - тайном, неофициальном, что выпадает из сферы правоотношений. Но если большая часть социальных отношений выпадает из сферы общественного и правового контроля, это свидетельствует о неадекватности социальной системы общественной практике. В умеренных размерах эта неадекватность может компенсироваться политической моралью, в непомерных - приводит к распаду политической морали, разрушения социальной системы. Факты безнравственности представителей высшей власти воспринимаются как моральная индульгенция для широких слоев населения, выражающееся в уклонении от налогообложения, от лицензирования профессиональной деятельности, в деятельности в обход законов, двойной бухгалтерии, сотрудничестве правоохранительных органов с теневыми структурами и т.д. Пока такая практика признаваться населением морально допустимой, о реализации идеала социально-правового государства и речи быть не может.

Еще одна коллизия, которая приобретает ощутимый значение для формирования политической этики, связанная с ростом претензий граждан к аппарату относительно участия их в управлении государством. Аппарат, вопреки претензиям граждан, стремится оттеснить от политики массы людей, пытаясь время создать иллюзию их участия в ней. Для этого культивируются общие формы участия граждан в политике: выборы, референдумы, другие политические акции, с помощью которых людей привлекают к политической сфере. Квазиполитика охватывает всю сферу связей государства с обществом, все типы политического мышления. Но если политические функции существуют в рамках определенных форм, то индивиды вынуждены руководствоваться абстрактными критериями. Люди не анализируют того, что политические формы социального бытия созданные еще до их рождения, существуют вне воли и сознания индивидов. Индивид может лишь выбирать, руководствуясь по ним своим политическим идеалом (если он есть).

Способствуя политике правящих сил, он может получить свою долю власти: стать партийным или государственным деятелем, членом государственного аппарата и т.д. В свою очередь, власть распределяется среди индивидов. Конечно, свою долю власти он может получить и не разделяя политики правящих сил, а просто стремясь определенного статуса в обществе. А это и является вопросом этического порядка. К власти приходит много случайных людей, а политическая этика предполагает наличие нравственных убеждений и ответственности за свои поступки. Это прежде всего касается профессиональных политиков, которые должны исходить не из конъюнктурных соображений, а мыслить государственными категориями, сопоставлять свои действия с моральными ценностями и нормами, оценивать последствия своих деяний. Поэтому нравственная культура политического деятеля предполагает не просто профессионализм в работе, но и исключительное уважение к интересам страны и ее граждан, умение рационально пользоваться властью, демократично вести с оппонентами, оппозицией, быть способным к компромиссам, принципиально отстаивая государственную и гражданскую позиции. Свидетельством морального целостности государственных и общественно-политических деятелей является их высокие волевые качества, умение соблюдать единства слова и дела, проявлять реализм в оценке собственных результатов и государственной политики, нетерпимость к некомпетентности, догматизма, застоя.

Политика Copyright © 2011 All Rights Reserved