Политика и мораль

Политизация морали, растворение нравственности в политике, проповедуемые античными мыслителями и их последователям, натолкнулись на сопротивление раннебуржуазных теоретиков политической жизни. Итальянский политический идеолог Макиавелли доказывал принципиальную расхождение политического и морального миров, в одном из которых, по его мнению, господствует общественная целесообразность, в другом - нравственные убеждения. В реальной политической жизни правитель использует для достижения своих целей любые средства, в том числе и аморальны - коварство, насилие, убийство, обман и т.д. «Цель оправдывает средства», - это высказывание Макиавелли стало кредо политического аморализма (макиавеллизм). Не соглашаясь с тем, что политика должна быть аморальной, утверждал, что она является в действительности.

Тезис противодействия политики и морали нашла дальнейшее обоснование в произведениях английского мыслителя Т. Гоббса, который считал, что общество держится на вражде, ведь человек - эгоистическая существо, руководствуется законом самосохранения. «Война всех против всех» грозит этому закону. Именно поэтому люди в договорный способ образуют государство («левиафан»), которая своей волей и принуждением удерживает их от агрессивного соперничества, направляет к единой цели: «Только в государстве существует всеобщий масштаб измерения добродетели и пороков». Под таким углом зрения морали будто растворяется в государственности, лишается ее важнейшей функции - быть автономным регулятором человеческих поступков, осуществлять контроль над властью.

Другой английский философ Дж. Локк, в отличие от Гоббса, утверждал, что от рождения люди склонны к добру, равны и независимы. Именно поэтому они заключают общественный договор, образуют государственные институты и гражданское общество, цель которых - закрепить и гарантировать этот закон. Поэтому «благородная» природа истинной морали делает «умный» государственное устройство.

В дискуссиях по проблеме соотношения политических и моральных ценностей активно участвовали и украинские ученые - философы Киево-Могилянской академии (С. Яворский, Ф. Прокопович, И. Кононович-Горбацкий, Г. Конисский), которые придавали особое значение моральным принципам общественно-политического жизни, подчеркивали наличие у человека «свободно! воли », способности« выбирать то, что касается цели »(Г. Конисский).

Концепция «общественного гуманизма» представляли украинские мыслители ренессансной эпохи, среди которых выделялся С. Ореховский-Роксолан. Государство, по его мнению, возникает вследствие заключения общественного договора людей, которым присущи склонность и стремление к взаимопомощи. Поэтому государство («просвещенная монархия») должна заботиться о людях, обеспечивать их счастливую жизнь. Нравственный долг граждан - служить государству, руководствоваться принципом общего блага.

Политика Copyright © 2011 All Rights Reserved