Политика и мораль - вечные союзники и противники. Политика способствует образованию сети социальных связей человека, группы, сообщества с государством. Мораль призвана осуществлять духовное единение общества. Возникнув как объективно необходимые и родственные регуляторы общественной жизни, политика и мораль в процессе своего развития стали самостоятельными институтами, начали действовать по собственным законам. Мораль значительно древнее, чем политика.

Летопись моральных сделок заметно богаче по сравнению с историей политических договоров. Политика и мораль значительно различаются по своему субъектом. Субъект политики - большие социальные общности и образования (социальная группа, класс, партия, государство). Субъект морали - общечеловеческая сообщество, род человеческий (общечеловеческая мораль, социальная или профессиональная мораль являются модификациями общечеловеческой), отдельный индивид (индивидуальная мораль). Политика заземлена в практические проблемы, мораль направлена в сферу духовных ценностей, которые достигают глубин человеческой души. Политика даже в борьбе за права и свободы опирается на необходимые законы, ее требования в силу этого являются обязательными. Нравственный человек, даже встретившись с безусловной необходимостью совершить что-то против своей совести, демонстрирует свободу человеческого духа, право выбора.

Политика предпочитает наиболее полезному (политика - искусство возможного. Мораль ориентирует личность на лучшее. Различаются они и способом трансляции своих принципов, правил, нормативов, поскольку политика «разговаривает» с обществом преимущественно языком властных предписаний, требований, государственных законов и правительственных указов, а язык морали - это апелляция к совести с целью пробудить в людях нравственные принципы, способствующие стали ориентирами добровольно выбранной повединки.Якщо политика требует, то мораль убеждает: если политика осуществляется с помощью специальных институтов и организаций, то мораль существует как естественная и необходимая атмосфера. Отсутствие моральных факторов как в «верхах», так и в «низов» вызывает общественную катастрофу. Политика может быть разной; мораль или есть, или ее немае.Истотно отличаются политика и мораль и по оценке эффективности деятельности политика. Даже одно поражение нередко влечет завершения его политической карьеры. Иначе воспринимается неудача нравственным сознанием. Страдания, нужда, даже смерть моралиста не только не дискредитируют его, но, наоборот, придают дополнительную силу его аргументации. Даже временно отступая, политика нацелена на практический результат. Моральное поведение в основе своей бескорыстна.

Вопрос о власти, ее получения и сохранения - главное для политика. Мораль угасает, как только пробует керувати.Политология выделяет несколько типов взаимодействия политики и морали.Оптимистичний. Согласно им политика и мораль совпадают, их различие является следствием конкретных обстоятельств, которые подвергаются коригуванню.Песимистичний. Обнаруживает принципиальную несовместимость политики и морали.Об 'ективистський. Основывается на отмежевании политики и морали, нецелесообразности установления связи между ними. Политика объявляется вне морали, ее следует оценивать только категориями политологии. Соответственно и мораль «должен» ограничиться собственными понятиями и проблемами, "не должен вмешиваться» в теоретические и практические дела политики; Релятивистский. Исходит из того, что особенности взаимодействия политики и морали зависят от конкретной социально-политической ситуации.

Они могут совпадать, а могут противоречить друг другу, их союз может быть краткосрочным или длительным, стийким.У XX в. тоталитарные политические режимы, в каком бы варианте они не выступали, дали новые свидетельства острых коллизий политики и морали. По мнению немецкого профессора К. Хельд, человечество в XX в. проверило взаимосвязь политического мира и моральных нравов в негативной форме. Моральные требования теряют свою обязательность. По словам французского историка и политолога Ж.-Ф. Ревеля, движущей силой современного общества является ложь, которой прежде переполнена идеология и политика.Однак подобные констатации не могут служить доказательством полной и окончательной несовместимости политики и морали. Ведь история общественной жизни демонстрирует и множество образцов честной политики, единства благородных нравственных мотивов и ответственной политической деятельности. Для современного общества потребность в морально ориентированной политике является жизненно необходимой. Политика не может быть простым средством подчинения общества власти, она призвана быть инструментом гуманизации общества.

Политика Copyright © 2011 All Rights Reserved