Политика как наука

Утверждается понимание политики как науки и деятельности с целью оптимизации социальных процессов, обеспечения стабильного гражданского мира, демократизации государства, его социальной направленности. Это предполагает необходимость этического измерения государственной деятельности, нравственной экспертизы политических программ, применение моральных критериев для оценки политики и политикив.Необходимость моральных измерений политики продиктована и обстоятельствами глобального порядка. Экологические катастрофы, острые межнациональные конфликты, массовый голод во многих странах, войны и кровопролития конце XX в. требуют новой глобальной политики, общечеловеческой этики, которые основывались бы на признании прав человека на достойную жизнь. Согласно Конвенции о защите прав человека и достоинства личности (март 1997) «интересы и благополучие личности должны иметь приоритет по отношению высших интересов общества».

Переориентация политики на гуманистические цели требует встречных шагов политики и морали. Современно мыслящий политик должен учитывать то, что политика может быть эффективной, если сочетать в себе ориентацию на общественную полезность (политическая целесообразность) и на обеспечение свободного развития личности (нравственность, гуманизм). Политика должна определять границы своего вмешательства в общественную жизнь, особенности взаимодействия с такими непо-литических структурами, как гражданское общество, семья, частная жизнь. Ведь свобода выбора, непринужденность в действиях - основные признаки нравственности людини.Переориентовуючись на гуманистические цели, политика вступит определенных моральных качеств, что будет способствовать преодолению предубежденности по отношению к ней как «грязного дела», согласно которой мораль может сохранить свои принципы, только находясь вне политики. Но в таком случае мораль обречена на обособленность от мира, окажется неспособной реализовать свое социальное назначение - согласовывать интересы индивида с интересами человеческого сообщества, способствовать духовному связи личности с суспильством.Практичне назначения морали отчетливо очерченный в идее «разумного эгоизма». В западной социологии (М. Вебер, Т. Парсонс, Р. Мертон) существует устойчивая традиция рассматривать человеческое действие как рациональную, если она построена по принципу согласования целей и средств, ориентируется на загал.

Проблема «противостояние» политики и морали не являются нерозв ' разрешима. Этизация политики - необходимое условие утверждения гуманистических принципов во всех сферах общественной жизни. Справедливость, добродетель должны превратиться в стимулирующие мотивы деятельности политиков, государственных и общественных деятелей. Несмотря устойчивые предубеждения, общество стремится сделать политику моральной, а мораль деятельной. Но это не означает растворение морали в политике, потери ее контролирующих возможностей. Между политикой и моралью всегда должно сохраняться расстояние. Ведь отождествление политики и морали таит в себе угрозу морализаторства любой политики (политические процессы 1937-го года, когда чисто политические цели выдавали за высоконравственные). Драматический опыт политической жизни дает основания утверждать, что мораль первична относительно политики. Власть и последствия ее политики должны находиться под постоянным моральным контролем общества. Иначе неизбежна угроза деформации политики и ее последствий. В стабильных демократических странах моральные взаимоответственная отношения власти и общества поддерживать гораздо легче, чем в кризисных обстоятельствах. Впрочем, при любых обстоятельствах ссылка на практическую целесообразность не могут оправдать грязные, аморальные действия. «Не так политика портит характеры, как характеры политику» (Л. Украинского) Политическая этика - одна из модификаций этической науки, прикладной, «служебной» морали.

Формируя собственный понятийный аппарат, свои принципы и нормативы, политическая этика опирается на методологическую базу социальных и гуманитарных наук об обществе, человеке, политике, морали. Она учитывает достижения философской концепции личности и ее социализации, политической психологии и аксиологии, конфликтологии и консенсологии.Политична палитра современного общества, в т.ч. украинский, демонстрирует различные взгляды на назначение и содержание политической деятельности именно в этическом аспекте.

Политика Copyright © 2011 All Rights Reserved