Политическая этика

Политическая этика требует отношение ко всем субъектам общественно-политической жизни как к равноправным, признает правомочность их моральных ценностей. «Атакуйте проблему, а не партнеров, относитесь к переговорам не как к соревнованию, а как к процессу поиска совместного решения, старайтесь убедить оппонентов в справедливости и обоснованности ваших позиций вместо того, чтобы просто сломать их волю», - такие советы американских политологов Р. Фишера и С. Брауна. Овладение этикой, методологией и технологией диалогового общения - путь к решению социальных конфликтов, эффективное средство развития личности политика. Участие в диалоге предполагает толерантное восприятие аргументов другой стороны, умение противопоставить им собственные.

В взаимообвинениях, распрях, стихийных спорах оказываются частью нестримувани эмоции; в диалоге, дискуссии - интеллект, эрудиция, умеренное мышления, сила логики и переконання. Характерною особенностью политической этики является ориентация на своевременное выявление конфликтных ситуаций, готовность выходить достойно из любого конфликта. Политическая этика - это наука и искусство использования средств и приемов компромиссной технологии. Распространены в прошлом оценки компромиссов как чего беспринципного уступают место признанию их значимости как эффективной формы достижения согласия противостоящих сторон.

Политичная этика не решает проблему зла как таковую. Политик не может игнорировать то, что уступки в пользу одного, как правило, связаны с определенными потерями другое. «Политик действует морально, если добро от его поступков преувеличивает зло. А вообще не творить зла он просто не может, приходится жертвовать одними частями добра ради других », - замечает теоретик политики О. Денисов. Эта далеко не несомненная мысль содержит в себе рациональное зерно: политическая деятельность, в основе которой нравственные критерии, должен учитывать и негативные моменты, которые сопровождают политическое решение; если она может решить проблему зла, то хотя обязана предусмотреть нежелательные последствия, минимизировать их компенсировать людям убытки от него. Важнымы в политической этике средства решения конфликтных ситуаций.

По подсчетам американского профессора Д. Шарпа, существует до двухсот методов ненасильственного решения политических проблем - ненасильственный протест и убеждение, отказ от социального, экономического, политического сотрудничества, ненасильственное вмешательство. Современный политик должен владеть всем арсеналом «политической технологии», быть способным гибко и оперативно использовать его в практической деятельности, учитывая новые реалии общественной жизни, необычные проблемы, требующие нового концептуального мышления. Именно такие, инновационные, подходы предлагают современные теоретики политической жизни: положение о «реальный прагматизм» (Д. Белл, Ф.-У. Франкен), «справедливую неравенство» (Дж. Роулс), «легитимную государство» (X. Каррас - к), «справедливое государство», согласно которой этические требования, которые предшествуют политической жизни, имеют «абсолютный характер». Политическая этика - открытая система положений, аргументов, взглядов, ей присуща гибкость, способность к творческому обновление норм. Однако неизменными есть главные принципы - признание значимости и приоритета моральных факторов в политике, ориентации на такие ценности, как свобода, права, благосостояние людей. Ведь только благодаря им политика способна реализовать свой нравственный потенциал. В начале XXI в. необходимость в гуманистической, нравственно ответственной политике становится общечеловеческой потребностью, актуалитетом человеческой цивилизации.

Политика Copyright © 2011 All Rights Reserved