Элемент политической культуры

Являясь важным элементом политической культуры, политическая этика создает механизм общественного доверия, а потому обеспечивает стабильное функционирование социальной системы, препятствует возникновению противоречий, способных разрушать систему изнутри, если политическая этика и политическая система согласуются между собой. Но неоднократно политическая этика испытывала глубоких деформаций, вырождаясь в политическую идеологию, например, марксизм, национал-социализм. Демократизация в странах Запада была не только результатом экономического и технологического развития, но и сложным этическим процессом, который прошел через глубокий кризис традиционной ценностного сознания. Как показывает ход событий, общества, которые не справились с этическим задачей принятие новой культурно-технологической ситуации и преодоления отживших норм, оказались в XX в. в тисках тоталитаризма.

Поэтому, прогнозируя политические процессы в XXI веке, следует обязательно учитывать моральное измерение проблемы - соотношение политических средств, которые будут задействованы политической этикой. По многим оценкам, нынешний кризис является прежде моральным кризисом, следствием недостаточно развитой политико-этического сознания. Определенной степени такое ее состояние вызвано историческими условиями, в которых вызревала политическая этика. От своих начал политическая этика украинского народа проявляла терпимое отношение к различным формам политических институтов и базировалась на чисто демократических началах. Издавна общественное сознание воспринимало определенный политико-нравственный порядок с присущей ему наличием смешанных политических институтов, теперь отождествляется с политическим идеалом разделения властей. Например, своеобразным политико-этическим порядком была триединая схема сочетания различных форм власти.

В Киевской Руси в каждом отдельном княжестве существовала этико-политическая схема: князья-бояре-вече, т.е. монархический, аристократический и демократический элементы. Долгое время южнорусские земли были подвластны или ордынским или западноевропейским властителям, что сдерживало развитие этико-политической системы. А Запорожская Сечь, которую К. Маркс называл «первой христианской республикой» с ее «чистой» демократией является определенным образцом политико-этического поведения. Например, лицо, которое выбирали гетманом или атаманом перед военным походом вынуждена дважды отказываться от обнаруженной чести и соглашалась лишь на третий раз после приглашения с длительными уговорами, ритуальной бранью и угрозами. Церемония выборов заканчивалась возложением старыми казаками на голову избранного горсти земли. Это символизировало верность выбранного обществу. По словам Ивана Огиенко, «всю жизнь украинским, весь распорядок дома, весь государственный наш строй, - все это вечно было демократическим. Состояние прислуги у нашего старого барства никогда не был угнетенным - она всегда была свободной и равной для всех ... Все города на Украине - в старину имели полное самоуправление: все чиновники, все чиновники были выборными, выбирались из самих горожан и всегда отвечали той общине, которые поставила ».

Политика Copyright © 2011 All Rights Reserved