Этика самодержавия

Этика самодержавия была ничем иным, как попыткой сосредоточение политической этики «в одних руках» и, соответственно, освобождение от нее народа. А кто не несет ответственности, то, как известно, оказывается вне этическими отношениями. Октябрьский переворот 1917 г. стал своеобразным судом над нормами политической этики. Этот «суд» существовал в том смысле, что практически были отброшены все прежние идеалы, а императивом был выдвинут идеал коммунистический, который «освободил» от общечеловеческих этических норм не одно поколение людей, окончательно изменив их этико-политическое мировоззрение. Аристократию как главного «генетического» носителя нравственных ценностей нации, в основе своей уничтожено. А по словам известного испанского философа X. Ортеги-и-Гассета, разложение аристократии равнозначно распаду общества. Отсутствие «лучших» и является фатальной бесхребетностью нации, что приводит к ее расчленение, социального хаоса, потому что настоящий аристократизм духа является целостным складом души, в которой присутствуют неизменные и обязательные этические качества, ставшие в процессе истории человечества определенными устоявшимися сочетаниями.

Новая же политическая элита «от народа» была лишена морально-этических понятий. В большевистском смысле «классовая мораль» оказалась лишь завуалированной попыткой лишить политику этического измерения. Свои политические проблемы она решала уничтожением противников. Например, ярким феноменом в процессе утверждения нового политического идеала после октябрьского переворота 1917 г. стал этический и правовой нигилизм, согласно которому право считалось неполноценной формой регулирования социальной жизни, отживающим институтом, лишь на время и в силу необходимости был позаимствован у старых эксплуататорских классов . Правовые нормы отрицались целиком, а защита личной независимости - гражданской, трудовой, имущественной, творческой - считался несущественным. Распространение получил социальный и политический патернализм (понимание «родительского» попечительства над всеми сторонами общественной жизни), призванный осуществлять авторитарное, а нередко и принудительное заботу о трудящихся.

Этико-правовой нигилизм отпраздновал свой первый триумф 5 января 1918 p., когда был разогнан Учредительное собрание. Именно в этот период была заложена подчиненность законов идеалу «будущего счастья всего человечества». И будто без внимания остался тот факт, что во имя созданного идеала было потеряно осознание ценности отдельной человеческой жизни, выработались навыки только военно-террористического способа решения любых насущных проблем, которые сохранились на долгие годы. С уничтожением политической элиты, которая концентрировала в своем сознании всю политическую этику, страна была обречена на десятилетия политической жестокости. Все, что было дорого нации, подвергалось насилию. Разрушалась незыблемость моральных устоев - ценностей, которые при любых обстоятельствах должны оставаться неприкосновенными. Политическое сознание стала насыщенной деструктивным содержанием, радикализмом, цинизмом.

Политика Copyright © 2011 All Rights Reserved